Общее недоразвитие речи или ОНР III степени – так написано в логопедических заключениях обоих моих детей.
Обшарив все просторы интернета и собрав тонны информации по этой теме, я готова сейчас рассказать, с чем я согласна в отношении этого диагноза у моих детей и какие я вижу у них характерные проявления.
Начну я с теории, а именно коротко напишу о том, что такое ОНР вообще и ОНР 3 степени в частности, а то вдруг вы еще не знаете.
Общее недоразвитие речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) — это патологическое состояние, при котором нарушается формирование всех речевых аспектов: произношение звуков, использование слов, построение предложений. При этом интеллект и слух ребёнка сохранены, а речь может отсутствовать или быть непонятной и неправильной.
В зависимости от степени нарушения речи при ОНР логопеды выделяют 4 уровня речевого развития у ребёнка:
- Первая степень (ОНР 1 уровня) — полное отсутствие речи.
- Вторая степень (ОНР 2 уровня) — ребёнок может общаться, но с трудом, используя небольшое количество общеупотребительных слов.
- Третья степень (ОНР 3 уровня) — активное и многообразное общение, богатый словарный запас, правильное использование фраз и предложений.
- Четвёртая степень (ОНР 4 уровня) — минимальные проявления нарушения, смазанное звукопроизношение, периодические ошибки в использовании слов и суффиксов.
Конкретно у моих детей диагностировано ОНР 3 уровня, поэтому дальше поговорим именно об этом более предметно.
Общее недоразвитие речи (ОНР) 3 степени / уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) 3 уровня — это умеренное недоразвитие речи, при котором у ребёнка есть развёрнутая фразовая речь, но присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Это означает, что ребёнок говорит достаточно хорошо, но допускает ошибки в грамматике, слоговой структуре слов и звукопроизношении.
Симптомы ОНР 3 степени включают:
- неправильное произношение звуков;
- замену сложных звуков на простые;
- проблемы с составлением слов из слогов;
- сложности с согласованием падежных окончаний существительных и глаголов;
- отсутствие второстепенных членов предложения;
- нарушение логики изложения;
- трудности с правильным формированием существительных.
Последствия ОНР 3 степени могут включать трудности в обучении, проблемы с запоминанием вербального материала, низкую успеваемость, сложности в овладении чтением, письмом и учебным материалом. Также возможны замкнутость, комплексы и коммуникативная дезадаптация.
ОНР 3 степени у моих детей
Что из этого я вижу у моих детей? Многое. Конечно же, у них у каждого свой собственный букет проявлений.
Старший сын не выговаривает несколько звуков – злосчастное “Р” и близкое к нему “Л”, также есть проблемы со звуками “В” и “Ф”, хотя в целом он говорит достаточно хорошо и понятно. В устной речи нечеткое произношение нескольких звуков ему не мешает. Но мешает нарушение фонематического восприятия и мешает оно в учебе. Об этом еще более подробнее напишу отдельно в другой публикации. Как следствие этого нарушения у сына есть проблемы с успеваемостью в школе, а именно проблемы с чтением, письмом на слух и вылезли проблемы с математикой вследствие того, что он не может быстро прочитать условие задачи и сделать краткую запись, хотя устный счет у него хороший.
У младшей дочери – каша из звуков и манера речи “маленькой ляли”, я бы сказала именно так, которая в сочетании с ее тоненьким голоском делает ее разговор совершенно непонятным для людей, особенно для тех, кто ее видит впервые и не привык вслушиваться. В какой-то момент все стало настолько запущенно, что я начала ловить себя на мысли, что даже я не всегда понимаю, что она говорит. Тогда мы начали активно ходить к логопеду. Почему не пошли раньше? Об этом пишу в публикации “История Маши”. О сыне, кстати, тоже отдельно пишу в публикации “История Сережи”.
Обоим детям в логопедических заключениях написали о недостаточно развитом словарном запасе, односложности ответов на вопросы, трудностях пересказа услышанного или прочитанного, трудности подбора синонимов и антонимов, проблемы с памятью.
Добавить комментарий