Многие родители детей с трудностями в обучении сталкиваются с рядом сложностей: как разговаривать со школой, как понять, что пора обращаться на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), и как правильно организовать процесс помощи ребёнку. Давайте разберемся в некоторых нюансах.
Кто такие дети с ОВЗ
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
* Закон об образовании
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети с трудностями в обучении, которые не могут освоить образовательную программу без специальной помощи. Эти трудности могут быть разного характера: нарушения слуха, зрения; нарушения речи др.
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) подтверждает их наличие, присваивает статус ОВЗ и выдаёт заключение – документ, где прописано, какая адаптированная программа рекомендована ребёнку. На основе этих рекомендаций школа создаёт специальные условия обучения (занятия со специалистами, особая система оценивания и др.).
Например:
- Ученикам с дислексией и дисграфией (нарушения письменной речи) ПМПК чаще всего рекомендует программу для детей с ТНР (тяжёлые нарушения речи).
- В некоторых случаях комиссия может рекомендовать программу для детей с ЗПР (задержка психического развития).
Важно! В заключении ПМПК нет диагноза, то есть никакие медицинские диагнозы там не указываются.
Чем помогает статус ОВЗ
Статус ОВЗ помогает ребёнку с ограниченными возможностями здоровья получать дополнительную поддержку от образовательной организации. Это может включать коррекционную работу с психологом, логопедом, дефектологом тьютором и, в целом, создание особых условий обучения, соответствующих его потребностям.
Статус ОВЗ можно изменить или снять. Это возможно, если у ребёнка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.
Важно отметить, что статус ОВЗ автоматически не подтверждается и исчезает, если ребёнок не прошёл ПМПК при переходе из дошкольного учреждения в школу или из начального звена школы в среднее.
То есть, если на этапе садика или начальной школы вашему ребенку выдали заключение ПМПК, где указано, что ваш ребенок признан ребенком с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий обучения, то это заключение действует на ступень обучения – только на обучение в садике или на начальную школу, если не указано иное (например, может быть указано “пройти ПМПК повторно по завершении учебного года). И если вы не пройдете ПМПК заново, то статус ОВЗ ребенка автоматически не пролонгируется на следующую ступень обучения или следующий год, а снимается. И тогда на следующую ступень обучения ваш ребенок пойдет на общих условиях.
А что потом?
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья в большинстве случаев может учиться в 10 и 11 классе (зависит от программы обучения, которую рекомендует ПМПК).
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья может выбрать форму государственной итоговой аттестации (ГИА) после получения заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Если ребёнок выбирает ГВЭ (государственный выпускной экзамен), то он сдаёт четыре обязательных предмета (русский язык, математику и два предмета на выбор) и два предмета по выбору. Если ребёнок выбирает ЕГЭ, то он сдаёт те же четыре обязательных предмета и два предмета по выбору.
Какие документы регламентируют помощь детям с ОВЗ?
📌 Федеральный закон “Об образовании в РФ”
📌 ФГОС НОО для детей с ОВЗ
📌 Рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с дисграфией и дислексией (письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07)
Добавить комментарий